Что такое частота обновления экрана смартфона, ТВ и монитора, сравниваем показатели Гц и объясняем, почему это важно.

Что такое частота обновления экрана смартфона, ТВ и монитора.

Сравниваем показатели Гц и объясняем, почему это важно.


Частота обновления экрана — характеристика, определяющая плавность как динамического изображения, так и плавность интерфейса, который отражается на экране устройства. Она измеряется в герцах (Гц) и определяет, сколько раз за одну секунду дисплей способен обновить картинку. Самые распространенные показатели — 60, 90 и 120 Гц. Но стоит ли всегда гнаться за максимальным значением? Отвечаем на главные вопросы.

Как это работает?

Дисплей состоит из сотен рядов пикселей. Обновляются они не все сразу, а построчно. Сначала один горизонтальный ряд, потом следующий — и так далее, пока не дойдет до последнего. Происходит всё очень быстро, глазу не заметить.
Чем выше частота обновления, тем больше изображений в течение секунды может отобразить дисплей. И наоборот: если показатель низкий, изображение будет дерганым. Это как если махать рукой перед глазами, часто моргая: картинка прерывистая, поскольку вы видите только часть движений.

Плавность изображения зависит не только от характеристик дисплея: важно, чтобы контент тоже им соответствовал. Возьмем, например, телевизор, который поддерживает частоту 100 Гц, то есть может показать 100 изображений в секунду. А фильм, который выводится на экран, создан со стандартной для кинематографа частотой 24 кадра в секунду, или fps. Для того, чтобы сделать изображение более плавным для глаз зрителей, в ленту нужно добавить кадры. Откуда их взять?

Тут в работу вступает интерполяция (вставка) — ТВ-процессор создает промежуточные кадры, чтобы картинка стала более плавной. Это выглядит круто. Но может вызвать побочный эффект «мыльной оперы», когда фильм смотрится неестественно, потому что мы привыкли к традиционному киноформату 24 fps.

Слишком плавно, слишком размыто — как дешевые сериалы. Избавиться от эффекта «мыльной оперы» можно, отключив функцию построения промежуточных кадров. В телевизорах Samsung она называется Auto Motion Plus.

А на смартфонах и игровых мониторах есть функция адаптивной частоты обновления. Система автоматически регулирует частоту обновления в зависимости от типа контента. Если вы просматриваете фото, частота снижается. А если запускаете супермощный шутер, герцовка взлетает на максимум, чтобы вы получили лучшие впечатления от динамичной игры.

Какая частота обновления лучше для телевизора и проектора?

Зависит от типа контента, который вы смотрите чаще всего. Если передачи обычных телеканалов — сериалы, шоу, новости — достаточно телевизора на 50 Гц. Для спортивных трансляций, кино в формате 4К и консольных игр стоит выбрать SmartTV с показателем 120 Гц.

Проекторы немного отстают от телевизоров в гонке за герцами: у них самый распространенный показатель — 60 Гц. Но и этого достаточно для просмотра фильмов и другого «простого» контента. Да, есть игровые проекторы на 120–240 Гц, но пока они встречаются редко.

Самый простой способ узнать частоту обновления любого экрана — посмотреть документы устройства или страницу продукта на сайте производителя. Там же обычно указано, есть ли возможность выставлять частоту вручную.

В случае с ТВ также можно проверить порты HDMI. Если телевизор оснащен только HDMI 2.0, то частота обновления составляет 60 Гц. Если же есть еще один порт HDMI 2.1 или больше — 120 Гц.

Какая частота обновления лучше для монитора компьютера?

Если планируете пользоваться офисными программами, смотреть кино и играть в несложные игры, подойдет экран с частотой обновления 60–75 Гц.

Для «тяжелых» игр и блокбастеров — от 120 до 144 Гц, чтобы быстрые движения отображались максимально реалистично.

Для киберспорта стоит выбрать игровой монитор от 180 до 240 Гц. Помимо высокой частоты, они обеспечивают низкое время отклика — скорость переключения пикселя с одного цвета на другой. Это тоже сильно влияет на впечатления от игры.

А для ноутбука?

Если ноутбук нужен в основном для игр, ваш выбор — дисплей 120 Гц или 144 Гц. Быстрое обновление картинки обеспечит комфортную игру. К тому же такие дисплеи, как правило, показывают меньшую задержку и более быстрое время отклика, что дает геймеру преимущество.

Если планируете использовать ноутбук только для серфинга, просмотра сериалов и работы в офисных приложениях, достаточно экрана на 60 Гц.

Чтобы узнать и поменять частоту обновления экрана на Windows 10, откройте «Параметры» → «Дисплей» → «Дополнительные параметры дисплея» → измените значение в графе «Частота обновления».

Какая частота обновления лучше для смартфона?

Высокая герцовка не влияет на производительность, но от нее зависит общее впечатление, а также плавность скроллинга при использовании смартфона.

Уровень бюджета

Частота обновления экрана

Описание

Низкий

60 Гц

Наиболее распространенная стандартная частота обновления экрана для большинства смартфонов. Базовый уровень плавности динамических изображений.

Средний

90 Гц

Ощутимо более плавная прокрутка, а геймплей более качественный.

Высокий

120 Гц

Самая высокая частота обновления экрана, которая обеспечивает максимально плавный и четкий интерфейс.

Если вы ищете игровой смартфон, выбирайте модель с частотой обновления экрана 120 Гц. Расход батареи у него выше, чем у гаджетов с более низкой герцовкой, и от этого автономность работы может сократиться. Однако если у смартфона есть адаптивный режим, проблема с расходом энергии решается за несколько кликов. Например, обновление экрана у Samsung Galaxy S23 Ultra может меняться в диапазоне от 1 до 120 Гц, что значительно экономит заряд батареи.

А что с планшетами?

С планшетами ситуация похожая: в среднем сегменте самый распространенный показатель — 60 Гц, в высоком — 120 Гц. Если планшет нужен в первую очередь для боевиков и экшен-игр, обратите внимание на модели 120 Гц. У них скроллинг куда более плавный.

Недостаток высокой частоты обновления

Несмотря на все плюсы плавного отображения контента, у дисплея с высокой частотой есть существенный недостаток — увеличенное энергопотребление. Впрочем, функция адаптации во многом решает эту проблему.

Не только герцы: что такое ШИМ и Flicker Free (и при чем тут головная боль)

В мониторах широтно-импульсная модуляция (ШИМ) используется для управления яркостью экрана. Светоизлучающие диоды (LED) — основные источники света в большинстве современных мониторов — могут изменять свою яркость с помощью управляемой силы тока.

ШИМ нужен для контроля яркости светодиодов, он управляет длительностью импульсов электрического тока. Длинный импульс — светодиод светится ярко, а если короче — тусклее.

ШИМ обеспечивает плавный переход между яркими и темными областями изображения на экране. Также модуляция позволяет снизить энергопотребление, поскольку длительность импульсов можно регулировать, чтобы достичь оптимальной яркости с минимальным расходом энергии. Однако, некоторые люди могут испытывать дискомфорт или напряжение в глазах при длительном использовании мониторов с ШИМ из-за мерцания экрана.

Избавиться от этого эффекта позволяет технология Flicker Free. Работает она так: за счет постоянной LED-подсветки экрана создается равномерный световой поток, благодаря которому глаза не ощущают переключения изображения — и мерцания.

Частота смены кадров в играх

Одна из проблем, с которой сталкиваются геймеры: видеокарты создают изображение в реальном времени (рендеринг) и передают его на дисплей. И если частоты двух устройств не совпадают, это приводит к двум эффектам, которые могут критично сказаться на игровом процессе:


  • — зависанию изображения,
  • — наложению нескольких кадров друг на друга.



Решить эту проблему могут две технологии: NVidia G-Sync или AMD FreeSync.

NVidia G-Sync vs AMD FreeSync

Обе технологии основаны на адаптивной синхронизации монитора и видеокарты.

Проблема вот в чем. Мониторы имеют фиксированную частоту обновления, обычно 60 Гц или 144 Гц. Это означает, что они обновляют экран с постоянной скоростью, независимо от того, какая скорость кадров выводится видеокартой. Если скорость кадров ниже частоты обновления монитора, возникают проблемы, такие как заметные переходы между кадрами (т.е. "разрывы кадров") и "эффект дрожания".

Технология Nvidia G-Sync решает эту проблему, используя специальный модуль в мониторе и драйверах видеокарты. Монитор, оснащенный технологией G-Sync, может динамически изменять свою частоту обновления, чтобы точно соответствовать скорости кадров, выводимых видеокартой.

AMD FreeSync тоже позволяет монитору изменять частоту обновления, но без специального модуля. Частота обновления экрана становится гибкой и может меняться от 40 Гц до 144 Гц (в зависимости от модели монитора), что избавляет от артефактов.

Характеристика

NVidia G-Sync

AMD FreeSync

Совместимость

Только с видеокартами NVidia

С видеокартами AMD, FreeSync 2 также поддерживается с видеокартами NVidia

Диапазон частот обновления

Широкий (от 1 до 360 Гц)

Динамический (обычно от 40 до 144 Гц, но может варьироваться в зависимости от монитора)

Динамическая частота обновления (DRR)

Поддерживается на некоторых мониторах

Поддерживается на большинстве мониторов

Стоимость

Обычно дороже

Обычно дешевле

Частота обновления сенсора

Или частота дискретизации касания (touch sample rate) — это скорость, с которой сенсор экрана считывает информацию о касаниях. Измеряется аналогично частоте обновления экрана в герцах (Гц) и определяет, насколько точно и быстро тачскрин фиксирует касание пользователя.

В дешевых смартфонах можно встретить частоту 60 Гц, тут могут быть проблемы с точностью обработки касаний. Стандартный показатель — 120 Гц. Но все больше становится смартфонов с частотой дискретизации 240, 360 и даже 480 Гц. Гонка за герцовкой понятна, чем выше показатель — тем комфортны и отзывчивее экраны смартфонов. Но и энергопотребление у них тоже повышенное.

Коротко

Высокая частота обновления экрана делает изображение более плавным и четким. Но не стоит гнаться за максимальными показателями. Выбирать устройство лучше, исходя из того, для чего оно вам нужно: работать в текстовом редакторе и серфить, смотреть сериалы или играть в «тяжелые» игры. Чем динамичнее контент — тем выше должна быть частота для комфортного просмотра.


Источник.