Что такое частота обновления экрана смартфона, ТВ и монитора.
Сравниваем показатели Гц и объясняем, почему это важно.
Частота обновления экрана — характеристика, определяющая плавность как динамического изображения, так и плавность интерфейса, который отражается на экране устройства. Она измеряется в герцах (Гц) и определяет, сколько раз за одну секунду дисплей способен обновить картинку. Самые распространенные показатели — 60, 90 и 120 Гц. Но стоит ли всегда гнаться за максимальным значением? Отвечаем на главные вопросы.
Как это работает?
Дисплей состоит из сотен рядов пикселей. Обновляются они не все сразу, а построчно. Сначала один горизонтальный ряд, потом следующий — и так далее, пока не дойдет до последнего. Происходит всё очень быстро, глазу не заметить.
Чем выше частота обновления, тем больше изображений в течение секунды может отобразить дисплей. И наоборот: если показатель низкий, изображение будет дерганым. Это как если махать рукой перед глазами, часто моргая: картинка прерывистая, поскольку вы видите только часть движений.
Плавность изображения зависит не только от характеристик дисплея: важно, чтобы контент тоже им соответствовал. Возьмем, например, телевизор, который поддерживает частоту 100 Гц, то есть может показать 100 изображений в секунду. А фильм, который выводится на экран, создан со стандартной для кинематографа частотой 24 кадра в секунду, или fps. Для того, чтобы сделать изображение более плавным для глаз зрителей, в ленту нужно добавить кадры. Откуда их взять?
Тут в работу вступает интерполяция (вставка) — ТВ-процессор создает промежуточные кадры, чтобы картинка стала более плавной. Это выглядит круто. Но может вызвать побочный эффект «мыльной оперы», когда фильм смотрится неестественно, потому что мы привыкли к традиционному киноформату 24 fps.
Слишком плавно, слишком размыто — как дешевые сериалы. Избавиться от эффекта «мыльной оперы» можно, отключив функцию построения промежуточных кадров. В телевизорах Samsung она называется Auto Motion Plus.
А на смартфонах и игровых мониторах есть функция адаптивной частоты обновления. Система автоматически регулирует частоту обновления в зависимости от типа контента. Если вы просматриваете фото, частота снижается. А если запускаете супермощный шутер, герцовка взлетает на максимум, чтобы вы получили лучшие впечатления от динамичной игры.
Какая частота обновления лучше для телевизора и проектора?
Зависит от типа контента, который вы смотрите чаще всего. Если передачи обычных телеканалов — сериалы, шоу, новости — достаточно телевизора на 50 Гц. Для спортивных трансляций, кино в формате 4К и консольных игр стоит выбрать SmartTV с показателем 120 Гц.
Проекторы немного отстают от телевизоров в гонке за герцами: у них самый распространенный показатель — 60 Гц. Но и этого достаточно для просмотра фильмов и другого «простого» контента. Да, есть игровые проекторы на 120–240 Гц, но пока они встречаются редко.
Самый простой способ узнать частоту обновления любого экрана — посмотреть документы устройства или страницу продукта на сайте производителя. Там же обычно указано, есть ли возможность выставлять частоту вручную.
В случае с ТВ также можно проверить порты HDMI. Если телевизор оснащен только HDMI 2.0, то частота обновления составляет 60 Гц. Если же есть еще один порт HDMI 2.1 или больше — 120 Гц.
Какая частота обновления лучше для монитора компьютера?
Если планируете пользоваться офисными программами, смотреть кино и играть в несложные игры, подойдет экран с частотой обновления 60–75 Гц.
Для «тяжелых» игр и блокбастеров — от 120 до 144 Гц, чтобы быстрые движения отображались максимально реалистично.
Для киберспорта стоит выбрать игровой монитор от 180 до 240 Гц. Помимо высокой частоты, они обеспечивают низкое время отклика — скорость переключения пикселя с одного цвета на другой. Это тоже сильно влияет на впечатления от игры.
А для ноутбука?
Если ноутбук нужен в основном для игр, ваш выбор — дисплей 120 Гц или 144 Гц. Быстрое обновление картинки обеспечит комфортную игру. К тому же такие дисплеи, как правило, показывают меньшую задержку и более быстрое время отклика, что дает геймеру преимущество.
Если планируете использовать ноутбук только для серфинга, просмотра сериалов и работы в офисных приложениях, достаточно экрана на 60 Гц.
Чтобы узнать и поменять частоту обновления экрана на Windows 10, откройте «Параметры» → «Дисплей» → «Дополнительные параметры дисплея» → измените значение в графе «Частота обновления».
Какая частота обновления лучше для смартфона?
Высокая герцовка не влияет на производительность, но от нее зависит общее впечатление, а также плавность скроллинга при использовании смартфона.
Уровень бюджета |
Частота обновления экрана |
Описание |
---|---|---|
Низкий |
60 Гц |
Наиболее распространенная стандартная частота обновления экрана для большинства смартфонов. Базовый уровень плавности динамических изображений. |
Средний |
90 Гц |
Ощутимо более плавная прокрутка, а геймплей более качественный. |
Высокий |
120 Гц |
Самая высокая частота обновления экрана, которая обеспечивает максимально плавный и четкий интерфейс. |
Если вы ищете игровой смартфон, выбирайте модель с частотой обновления экрана 120 Гц. Расход батареи у него выше, чем у гаджетов с более низкой герцовкой, и от этого автономность работы может сократиться. Однако если у смартфона есть адаптивный режим, проблема с расходом энергии решается за несколько кликов. Например, обновление экрана у Samsung Galaxy S23 Ultra может меняться в диапазоне от 1 до 120 Гц, что значительно экономит заряд батареи.
А что с планшетами?
С планшетами ситуация похожая: в среднем сегменте самый распространенный показатель — 60 Гц, в высоком — 120 Гц. Если планшет нужен в первую очередь для боевиков и экшен-игр, обратите внимание на модели 120 Гц. У них скроллинг куда более плавный.
Недостаток высокой частоты обновления
Несмотря на все плюсы плавного отображения контента, у дисплея с высокой частотой есть существенный недостаток — увеличенное энергопотребление. Впрочем, функция адаптации во многом решает эту проблему.
Не только герцы: что такое ШИМ и Flicker Free (и при чем тут головная боль)
В мониторах широтно-импульсная модуляция (ШИМ) используется для управления яркостью экрана. Светоизлучающие диоды (LED) — основные источники света в большинстве современных мониторов — могут изменять свою яркость с помощью управляемой силы тока.
ШИМ нужен для контроля яркости светодиодов, он управляет длительностью импульсов электрического тока. Длинный импульс — светодиод светится ярко, а если короче — тусклее.
ШИМ обеспечивает плавный переход между яркими и темными областями изображения на экране. Также модуляция позволяет снизить энергопотребление, поскольку длительность импульсов можно регулировать, чтобы достичь оптимальной яркости с минимальным расходом энергии. Однако, некоторые люди могут испытывать дискомфорт или напряжение в глазах при длительном использовании мониторов с ШИМ из-за мерцания экрана.
Избавиться от этого эффекта позволяет технология Flicker Free. Работает она так: за счет постоянной LED-подсветки экрана создается равномерный световой поток, благодаря которому глаза не ощущают переключения изображения — и мерцания.
Частота смены кадров в играх
Одна из проблем, с которой сталкиваются геймеры: видеокарты создают изображение в реальном времени (рендеринг) и передают его на дисплей. И если частоты двух устройств не совпадают, это приводит к двум эффектам, которые могут критично сказаться на игровом процессе:
- — зависанию изображения,
- — наложению нескольких кадров друг на друга.
Решить эту проблему могут две технологии: NVidia G-Sync или AMD FreeSync.
NVidia G-Sync vs AMD FreeSync
Обе технологии основаны на адаптивной синхронизации монитора и видеокарты.
Проблема вот в чем. Мониторы имеют фиксированную частоту обновления, обычно 60 Гц или 144 Гц. Это означает, что они обновляют экран с постоянной скоростью, независимо от того, какая скорость кадров выводится видеокартой. Если скорость кадров ниже частоты обновления монитора, возникают проблемы, такие как заметные переходы между кадрами (т.е. "разрывы кадров") и "эффект дрожания".
Технология Nvidia G-Sync решает эту проблему, используя специальный модуль в мониторе и драйверах видеокарты. Монитор, оснащенный технологией G-Sync, может динамически изменять свою частоту обновления, чтобы точно соответствовать скорости кадров, выводимых видеокартой.
AMD FreeSync тоже позволяет монитору изменять частоту обновления, но без специального модуля. Частота обновления экрана становится гибкой и может меняться от 40 Гц до 144 Гц (в зависимости от модели монитора), что избавляет от артефактов.
Характеристика |
NVidia G-Sync |
AMD FreeSync |
---|---|---|
Совместимость |
Только с видеокартами NVidia |
С видеокартами AMD, FreeSync 2 также поддерживается с видеокартами NVidia |
Диапазон частот обновления |
Широкий (от 1 до 360 Гц) |
Динамический (обычно от 40 до 144 Гц, но может варьироваться в зависимости от монитора) |
Динамическая частота обновления (DRR) |
Поддерживается на некоторых мониторах |
Поддерживается на большинстве мониторов |
Стоимость |
Обычно дороже |
Обычно дешевле |
Частота обновления сенсора
Или частота дискретизации касания (touch sample rate) — это скорость, с которой сенсор экрана считывает информацию о касаниях. Измеряется аналогично частоте обновления экрана в герцах (Гц) и определяет, насколько точно и быстро тачскрин фиксирует касание пользователя.
В дешевых смартфонах можно встретить частоту 60 Гц, тут могут быть проблемы с точностью обработки касаний. Стандартный показатель — 120 Гц. Но все больше становится смартфонов с частотой дискретизации 240, 360 и даже 480 Гц. Гонка за герцовкой понятна, чем выше показатель — тем комфортны и отзывчивее экраны смартфонов. Но и энергопотребление у них тоже повышенное.
Коротко
Высокая частота обновления экрана делает изображение более плавным и четким. Но не стоит гнаться за максимальными показателями. Выбирать устройство лучше, исходя из того, для чего оно вам нужно: работать в текстовом редакторе и серфить, смотреть сериалы или играть в «тяжелые» игры. Чем динамичнее контент — тем выше должна быть частота для комфортного просмотра.